Консультация


Подготовка детей к школе
средствами занимательной математики

Подготовила:
воспитатель- Щетинина И.В.
 

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений.
“Ядром” умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.
Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, строить цепочку рассуждений, расшифровывать схемы, рисунки, конструкции.
Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
Достигнуть этого можно, используя задачи и упражнения занимательной математики. При решении разнообразных умственных задач приходится использовать условные заместители реальных предметов и явлений. Первоначально замещение возникает в детской игре. А игровое замещение - это начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин, а, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.
Человечество выработало большое количество знаков. И главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними “спрятана”.
Но понимания обозначений отдельных предметов еще недостаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении.
В занимательных задачах это отношения между количествами, в задачах на пространственную ориентировку - отношения мест, занимаемых предметами в пространстве, к местам, занимаемым другими предметами (сзади, спереди, слева от....) Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения - при помощи расположения этих заместителей в пространстве. И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.
Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. А ведь план - это и есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нем при помощи заместителей, а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаги повторяет расположение предметов в реальном пространстве.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использовавание условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме,представлять себе при помощи их то, о чем рассказывают взрослые, заранее “видеть” возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.