Консультация для родителей
Опубликовано чт, 19/01/2017 - 13:21 пользователем moderator
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, - вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Поэтому актуальность избранной темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.
В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, доступно и привлекательно для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на умение сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.
Воспитатель: Подолян Л. П.
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, - вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Поэтому актуальность избранной темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.
В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, доступно и привлекательно для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на умение сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
• создание условий для формирования у дошкольников познавательной активности;
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Для выполнения поставленных задач нами созданы условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Основное оборудование лаборатории:
• приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
• создание условий для формирования у дошкольников познавательной активности;
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Для выполнения поставленных задач нами созданы условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Основное оборудование лаборатории:
• приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги;
• красители: гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные ипрозрачные стёкла, сито, свечи.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по
направлениям:
• живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Устанавливали способности растения к поиску света. Поставили растение у окна на три дня. Повернули на 180 градусов и оставили ещё на три дня, наблюдали и сделали вывод, что листья растения поворачиваются к свету. Повернув растение, мы меняем направление его листьев, но через три дня растение снова поворачивается к свету.
Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Также проводили цикл опытов, «Посев и проращивание семян», где быстрее взойдут семена: в теплом или холодном месте? Может ли растение расти в холодном месте? Делали вывод: что в теплом месте растение всходит быстрее и растет лучше.
• красители: гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные ипрозрачные стёкла, сито, свечи.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по
направлениям:
• живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Устанавливали способности растения к поиску света. Поставили растение у окна на три дня. Повернули на 180 градусов и оставили ещё на три дня, наблюдали и сделали вывод, что листья растения поворачиваются к свету. Повернув растение, мы меняем направление его листьев, но через три дня растение снова поворачивается к свету.
Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Также проводили цикл опытов, «Посев и проращивание семян», где быстрее взойдут семена: в теплом или холодном месте? Может ли растение расти в холодном месте? Делали вывод: что в теплом месте растение всходит быстрее и растет лучше.
• неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
За объектами живой природы проводятся наблюдения на прогулке, в уголке природы. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь.
За объектами живой природы проводятся наблюдения на прогулке, в уголке природы. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь.
- Наблюдения за водой.
Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.
Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?
2. Наблюдения за испарением воды.
Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно?
В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.
Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?
2. Наблюдения за испарением воды.
Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно?
В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.
- Наблюдения за ростом растения.
Цель: выявить зависимость роста растений от воды. В течение некоторого времени не поливать цветок, наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. Вывод: без воды цветы погибают.
- Наблюдения за снегом.
Цель: выявить свойства снега, как он изменяется в зависимости от природных условий.
Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда снег блести? Когда хорошо лепится?
Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный?
Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?
Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда снег блести? Когда хорошо лепится?
Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный?
Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?
- Наблюдения за сосульками.
Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.
Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она - гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет?
Объяснить детям, почему сосулька такой формы.
Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она - гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет?
Объяснить детям, почему сосулька такой формы.
- Наблюдения за облаками.
Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.
Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?
Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?
- Наблюдение, как лёд тает.
В миску положить кубики льда и в течение дня наблюдать, как тает лёд. В конце наблюдения сделать вывод: лёд растаял от тепла и превратился в воду. Лёд - это вода в твёрдом состоянии.
Наблюдая за объектами неживой природы, знакомились с воздухом.
С его значением в жизни человека и других живых организмов. Со свойствами воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.
Наблюдая за объектами неживой природы, знакомились с воздухом.
С его значением в жизни человека и других живых организмов. Со свойствами воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.
1 опыт. Опустить в воду полую трубку с воздушным шаром на конце - по мере погружения шарик надувается. Вывод: воздух заполняет все пустые предметы, вода вытеснила из трубки воздух в шар.
2 опыт. Несколько человек надувают шары разной формы. Вывод: воздух принимает форму предмета.
3 опыт. Выпускает из надутого шара воздух. Предлагает внимательно наблюдать и чувствовать носом. Вывод: воздух бесцветен, без запаха.
4 опыт. На аптечных весах взвешиваем пустой и надутый шарик. Вывод: воздух имеет вес.
Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи соломинки и тазика с водой, резиновой груши, веера.
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, нами был сделан вывод о необходимости применения проектной деятельности, которая составляет основу для формирования у дошкольников познавательной активности.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Заинтересованность детей подтолкнула нас к созданию проекта «Вода» по разделу «Неизведанное рядом». Мы разработали планмероприятий, задачи, которые необходимо решить на каждом возрастном этапе.
- познакомить детей с понятием вода - это жидкость;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
- подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замерзать,
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
2 опыт. Несколько человек надувают шары разной формы. Вывод: воздух принимает форму предмета.
3 опыт. Выпускает из надутого шара воздух. Предлагает внимательно наблюдать и чувствовать носом. Вывод: воздух бесцветен, без запаха.
4 опыт. На аптечных весах взвешиваем пустой и надутый шарик. Вывод: воздух имеет вес.
Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи соломинки и тазика с водой, резиновой груши, веера.
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, нами был сделан вывод о необходимости применения проектной деятельности, которая составляет основу для формирования у дошкольников познавательной активности.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Заинтересованность детей подтолкнула нас к созданию проекта «Вода» по разделу «Неизведанное рядом». Мы разработали планмероприятий, задачи, которые необходимо решить на каждом возрастном этапе.
- познакомить детей с понятием вода - это жидкость;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
- подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замерзать,
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Много интересных опытов проводили с водой, например:
Опыт 1 «Вода прозрачная!»
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком.
Цветными карандашами или фломастерами, дети нарисовали на листке бумаги какую-нибудь картинку. Поставили на картинку стакан с водой. Рассмотри сверху свою картинку. А потом поставили на то же место стакан с молоком. Что обнаружили?
Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко нет. Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 2 « У воды нет вкуса и запаха».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт 3 «Вода - жидкая, может течь!»
Цель показать детям, что не все вещества обладают текучестью. , Дать детям два стаканчика: один с водой, другой - с песком. И предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелку. Вода растекается по тарелке? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям высыпать песок из.стаканчика на тарелку, песок высыпается горкой. Песок не может течь, потому что он обладает сыпучестью.
Вывод: вода ~ жидкая, может течь, песок - не может течь.
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Много интересных опытов проводили с водой, например:
Опыт 1 «Вода прозрачная!»
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком.
Цветными карандашами или фломастерами, дети нарисовали на листке бумаги какую-нибудь картинку. Поставили на картинку стакан с водой. Рассмотри сверху свою картинку. А потом поставили на то же место стакан с молоком. Что обнаружили?
Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко нет. Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 2 « У воды нет вкуса и запаха».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт 3 «Вода - жидкая, может течь!»
Цель показать детям, что не все вещества обладают текучестью. , Дать детям два стаканчика: один с водой, другой - с песком. И предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелку. Вода растекается по тарелке? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям высыпать песок из.стаканчика на тарелку, песок высыпается горкой. Песок не может течь, потому что он обладает сыпучестью.
Вывод: вода ~ жидкая, может течь, песок - не может течь.
Опыт 4.
Цель: Закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.
Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.
Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.
Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз.
Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (она замёрзла). Спросить, почему вода замерзла?
Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а ещё в твёрдом.
Опыт 5 «Вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд - это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?
Нет, в любом месте он остаётся кубиком.
А жидкая ли вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.
Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт 6 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Цель: Закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.
Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.
Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.
Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз.
Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (она замёрзла). Спросить, почему вода замерзла?
Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а ещё в твёрдом.
Опыт 5 «Вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд - это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?
Нет, в любом месте он остаётся кубиком.
А жидкая ли вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.
Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт 6 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.
Опыт 7 «Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой - розовое масло. Что изменилось?
Вода приобрела запах лимона и розы.
Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане - размешивают сахар.
Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.
Опыт 8 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые - не растворяются».
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, остался на дне. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт 9 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».
− налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком -самая тёплая.
− Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую т холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?
Опыт 7 «Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой - розовое масло. Что изменилось?
Вода приобрела запах лимона и розы.
Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане - размешивают сахар.
Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.
Опыт 8 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые - не растворяются».
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, остался на дне. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт 9 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».
− налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком -самая тёплая.
− Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую т холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?
− Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Вывод: вода может быть разной температуры.
Опыт 10 «Лёд - твёрдая вода, тает в тепле».
Вспомнить, что лёд - это замершая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. После того, как лёд растаял, что с ним происходит?
Вывод: лёд - это замершая вода, тает от тепла.
Опыт 11 «Лёд - легче воды».
Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?
Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?
Поместить в стакан с водой лёд. Лёд плавает в воде.
Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт 12 «Пар - это тоже вода».
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?
Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар - это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.
Вывод: пар - это вода в газообразном состоянии.
В утренние часы проводим с детьми беседы:
Вывод: вода может быть разной температуры.
Опыт 10 «Лёд - твёрдая вода, тает в тепле».
Вспомнить, что лёд - это замершая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. После того, как лёд растаял, что с ним происходит?
Вывод: лёд - это замершая вода, тает от тепла.
Опыт 11 «Лёд - легче воды».
Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?
Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?
Поместить в стакан с водой лёд. Лёд плавает в воде.
Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт 12 «Пар - это тоже вода».
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?
Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар - это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.
Вывод: пар - это вода в газообразном состоянии.
В утренние часы проводим с детьми беседы:
- «Вода вокруг нас».
Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём -голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.
Родник - это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.
Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём -голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.
Родник - это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.
- «Вода вокруг нас» (продолжение).
Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.
Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного-больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!
Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь.
3. «Путешествие капельки».
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки - море. Но капелька %любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.
Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного-больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!
Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь.
3. «Путешествие капельки».
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки - море. Но капелька %любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.
- «Вода нужна всем».
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.
Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице), нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.
Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице), нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.
- «Это волшебница вода».
Цель: познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней. Показать разнообразие воды в окружающей среде.
Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться? (Дождь, снег, лёд). Сформировать представления у детей о том, что вода может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться? (Дождь, снег, лёд). Сформировать представления у детей о том, что вода может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
- «Почему воду нужно беречь?»
Цель: научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Объяснить детям, откуда берётся вода в кране.
Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого.
Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми и не будут бережно относиться к воде? (Ответ детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.
Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Нами получены следующие результаты:
1. Оформлен «уголок экспериментирования» и «лаборатория» с необходимым для опытов оборудованием.
2. Составлены картотеки:
- опытов и экспериментов,
- конспектов занятий,
- бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
3. Проведен мониторинг, который показал, что дети проявляют интерес к проведению опытов и экспериментированию, внимательны при наблюдениях за объектами.
4. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.
5. Дошкольники отстаивать собственную точку зрения, доказывают ее правоту, определяют причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делают элементарные выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого.
Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми и не будут бережно относиться к воде? (Ответ детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.
Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Нами получены следующие результаты:
1. Оформлен «уголок экспериментирования» и «лаборатория» с необходимым для опытов оборудованием.
2. Составлены картотеки:
- опытов и экспериментов,
- конспектов занятий,
- бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
3. Проведен мониторинг, который показал, что дети проявляют интерес к проведению опытов и экспериментированию, внимательны при наблюдениях за объектами.
4. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.
5. Дошкольники отстаивать собственную точку зрения, доказывают ее правоту, определяют причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делают элементарные выводы, устанавливают причинно-следственные связи.