Санитарно-просветительная работа в детском саду

Санитарно - просветительная работа в детском саду. Доклад
 

Санитарно-просветительная работа в детском саду

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Пребывание ребенка в детском саду с раннего возраста до 7 лет позволяет работникам  дошкольных учреждений проводить с родителями систематическую работу по пропаганде гигиенических знаний об уходе и воспитании ребенка в семье.
Чтобы обеспечить единство воспитательного процесса в детском учреждений и дома, санитарно-просветительную работу с родителями следует проводить, исходя из соответствующей деятельности дошкольного учреждения.
Еще до поступления ребенка в детский сад родителей надо познакомить с режимом в группе, которую он будет посещать, дать рекомендации по организации режима ребенка дома.
Для бесед с родителями рекомендуются темы: режим в группе, питание, гигиена ухбда за детьми, закаливание ребенка, предупреждение инфекционных заболеваний у детей и др.
Основное внимание в пропаганде санитарно-гигиенических знаний следует уделять вопросам профилактики различных заболеваний, воспитания здоровых привычек и образа жизни, правильного питания, закаливания организма — словом, создания оптимальных условий для правильного развития детей.
Многие вопросы санитарно-просветительной работы достаточно известны работникам дошкольных учреждений. Важно постоянно обращать на них  внимание родителей.
Средства санитарно-просветительной работы в детском саду различны: лекции, беседы, санитарная газета и др.
Лекции и беседы проводят заведующая детским садом, врач, медсестра, повар. В отличие от врача, который расскажет о теоретических основах правильного питания детей (например, основных компонентах питания — белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях), повар может дать в беседе много полезных советов, как приготовить блюда для детей. Для проведения бесед можно привлекать общественность, т. е. родителей-специалистов в той или иной области знаний.
В специальном уголке родители могут ознакомиться с материалами журналов, рукописными статьями, заметками на медицинские темы, получить ответы на вопросы, связанные с гигиеническим воспитанием дошкольника в семье.
Врач и медсестра разъясняют родителям лечебно-профилактические, педагогические и санитарно-гигиенические мероприятия, которые следует предпринять в каждом случае.
Одной из форм санитарно-гигиенического просвещения родителей являются тематические выставки, показ диапозитивов и диафильмов по гигиеническим вопросам.

Примерный план лекций для родителей по гигиеническому воспитанию детей

  • Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Правильная гигиеническая организация внешней среды — основное условие сохранения и укрепления здоровья детей.
  •  Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей. Необходимость правильной организации жизни дошкольника в семье.
  • Режим дня в детском саду и в семье. Организация правильного распорядка дня ребенка, создание благоприятной обстановки для развития деятельности, соблюдение личной гигиены, организация правильного питания, регулярных прогулок, своевременного и здорового сна и т. п. Каждый возраст ребенка имеет свои особенности и выдвигает требования к организации режима.
  • Устройство уголка для ребенка. Подбор мебели, соответствующей росту ребенка, правильное освещение во время занятий (лепкой, рисованием и пр.), поза ребенка за столом.
  • Распределение приемов пищи в течение дня. Физиологическое значение соблюдения постоянных часов приема пищи, роль аппетита в укреплении вдоровья ребенка, значение вкусовых качеств и разнообразие пищи. Рациональное приготовление пищи для детей дома.
  • Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков. Культура поведения; вредные привычки и борьба с ними, уход за телом, уход за зубами, уход за волосами, умывание, мытье ног, купание.
  • Значение свежего воздуха. Необходимость прогулок во всякое время года и при любой погоде. Проветривание помещений. Сон при открытых окнах.
  • Гигиенические требования к детской одежде и обуви (ткани, покрой и т. п.). Одежда детей дома, на прогулке в разные сезоны; воспит
  • ание у детей прочных навыков самообслуживания (одевание, раздевание, правильный уход за одеждой и обувью).
  • Физическое воспитание как способ укрепления здоровья и увеличения сопротивляемости организма к болезням. Физическая зарядка, закаливание, спортивные развлечения, их дозировка для дошкольников.
  • Сон. Продолжительность сна дневного и ночного в каждом возрасте; необходимость постоянного каждодневного укладывания детей и подъела после сна; гигиенические условия сна (отдельная постель для каждого ребенка, свежий воздух во время сна, отсутствие резких раздражителей и др.). Режим ребенка дома в выходной день.
  • Профилактика заболеваний. Предохранение ребенка от заразных заболеваний и от занесения инфекции в детское учреждение, прививки.
  • Значение личного примера родителей в гигиеническом воспитании детей.

     

ПОВЫШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Качество воспитательной работы в детском учреждении определяется прежде всего квалифицированной, слаженной работой коллектива, каждого работника.
Основным проводником санитарно-гигиенических знаний среди родителей и детей в дошкольном учреждении является воспитатель. Поэтому очень важно, чтобы у педагога была соответствующая подготовка в области гигиены воспитания ребенка. Учитывая это, в дошкольном учреждении наряду с повышением производственно-деловой квалификации персонала (воспитателей, медицинских сестер) необходимо предусматривать соответствующую подготовку по вопросам гигиенических знаний. Чтобы работа по повышению у работников детского сада или другого детского учреждения проводилась систематически, помимо консультаций и бесед по отдельным вопросам, можно организовать семинары.
Программа повышения санитарно-гигиенических знаний воспитателей и медицинских сестер детских учреждений
Значение гигиены (науки о сохранении и укреплении здоровья человека) и ее научных достижений в практике. Профилактическое направление в системе советского здравоохранения. Роль гигиены в снижении заболеваемости и борьба с эпидемиями. Понятие о внешней среде. Роль внешней среды в охране здоровья детей.

Гигиена воздуха. Гигиеническое значение воздуха. Химический состав воздуха: температура, влажность, давление, движение воздуха. Методика их определения. Изменение химического состава и физических свойств воздуха в закрытых помещениях.
Загрязненность воздуха закрытых помещений (пылью, микроорганизмами, вредными газообразными примесями и т. п.). Причины загрязнения и способы их устранения. Влияние различных факторов воздушной среды на организм человека.

Понятие о климате, микроклимате и погоде. Воздействие их на организм ребенка. Необходимость правильной организации воздушного режима в детских учреждениях.

Гигиенические требования к участку детских учреждений. Размеры, планировка, озеленение, оборудование участка. Почва. Гигиеническое значение почвы. Источники загрязнения почвы. Уборка и очистка участка. Системы удаления нечистот и отбросов. Поаятие о канализации. Санитарные мероприятия по оздоровлению почвы.

Гигиена водоснабжения. Роль воды в природе и в жизни человека. Гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Нормы потребления воды. Источники водоснабжения и их санитарная оценка. Санитарная охрана источников водоснабжения. Устройство колодцев, уход за ними, санитарное- содержание окружения колодцев.
Эпидемиологическое значение питьевой воды. Санитарные показатели ее загрязнения. Санитарно-гигиенические требования к питьевой воде: физические и химические свойства питьевой воды. Способы очистки и обезвреживания питьевой воды: отстаивание, фильтрация, кипячение, хлорирование. Анализ воды — химический и бактериологический.

Здание детских учреждений. Принципы групповой изоляции в строительстве детских учреждений. Необходимый состав помещений. Площадь и кубатура отдельных помещений. Взаимная связь помещений между собой.

Отделка помещений. Значение естественного освещения в детских учреждениях. Гигиенические требования к естественному освещению. Гигиенические требования к искусственному освещению. Гигиенические требования к отдельным помещениям: приемным, групповым, верандам, туалетным.

Оборудование детских учреждений. Необходимый набор мебели для различных помещений детского учреждения. Гигиенические требования к мебели: материал, размеры, конструкция, отделка.

Санитарно-техническое оборудование: умывальники, душевые, ножные ванночки, унитазы. Их размеры и конструкция. Уход за ними.

Игрушки. Педагогические и гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками. Физкультурное оборудование: необходимый набор предметов, размеры, уход за ним. Детский транспорт и предметы для спортивных занятий (коньки, лыжи). Требования к ним.

Одежда как средство предохранения от перегрева и переохлаждения. Гигиенические требования к детской одежде (покрой, размер). Одежда для детей в помещении на прогулке, во время сна на воздухе и в помещении. Устройство постели. Постельное белье. Уход за одеждой и постельным бельем.

Режим дня детей. Понятие о режиме. Значение правильного режима для ребенка. Режим для разных возрастов. Для маленьких: прием детей, кормление, высаживание, туалет (мытье рук, умывание, подмывание, купание), бодрствование детей (игры, занятия с ними).

Для всех детей: сон, гигиенические условия сна; охрана сна ребенка, длительность сна; подъем детей, одевание, организация прогулок детей: одевание, выход на прогулку, раздевание детей после прогулки. Для старших детей: гигиенические условия при проведении обязательных занятий.

Закаливание детей. Понятие о закаливании. Значение закаливания для детского организма. Использование воздуха и воды с целью закаливания детей (воздушные ванны, обтирание, обливание, ножные ванны). Использование солнечных лучей. Принципы закаливания. Индивидуальный подход при закаливании. Схема проведения закаливающих процедур. Противопоказания против закаливания.

Воздушный режим детских учреждений. Температура воздуха в помещении и необходимость контроля за ней. Понятие о теплообмене у человека. Нормы температуры воздуха в помещении. Меры поддержания этой температуры в помещении для детей.

Отопление. Гигиеническая характеристика отдельных видов отопления. Меры борьбы с перегревом детей. Влажность воздуха в помещении. Сырость, ее причины и меры борьбы с ней.

Обмен воздуха. Способы обмена воздуха: искусственная и естественная вентиляция, проветривание. Режим проветривания. Широкая аэрация помещений. Сон на воздухе. Прогулки.

Личная гигиена детей и персонала. Личная гигиена детей: уход ва кожей детей, купание, стрижка волос, стрижка ногтей. Закрепление за ребенком предметов индивидуального пользования (кровать, спальный мешок, белье, салфетки, горшок и т. п.).

Личная гигиена персонала: регулярные медицинские осмотры. Уход за телом. Значение тщательного мытья рук после каждого их загрязнения. Тщательное мытье рук перед кормлением детей. Способы мытья и дезинфекции рук. Смена обуви и одежды при работе с детьми в помещении.

Гигиена питания. Физиологическое значение питания. Химический состав продуктов питания: белки, жиры, углеводы. Витамины. Минеральные соли. Нормы питания. Понятие о молочных смесях: показания к их назначению. Санитарная оценка продуктов питания: мяса, рыбы, молока, жиров, яиц, муки, хлеба, круп, овощей, фруктов. Санитарное содержание помещений пищеблока.

Гигиенические требования к перевозке и хранению продуктов. Устройство мест хранения продуктов. Правила хранения молочных смесей. Гигиенические требования к устройству кухни (набор помещений, их размеры, взаимная связь, оборудование кухни). Правила хранения молочных смесей.

Гигиенические требования к устройству кухни (набор помещений, их размеры, взаимная связь, оборудование кухни). Правила кулинарной обработки продуктов. Гигиенические требования к выдаче и доставке готовых продуктов в группы. Гигиенические требования к раздаче пищи детям. Уход за посудой и способы ее дезинфекции (кипячение, химическое обеззараживание). Сушка посуды (без полотенца). Мытье и кипячение бутылочек для молока и молочных смесей.

Санитарное содержание помещений. Уход за помещением. Борьба с пылью. Регулярная влажная уборка в сочетании с проветриванием. Наличие и хранение уборочного инвентаря. Борьба с мухами. Санитарный уход за игрушками и их текущая дезинфекция.

Уход за мебелью. Возможность распространения через белье инфекционных заболеваний. Гигиенические требования к хранению грязного белья (до сдачи его в стирку). Перенос и сдача грязного белья в прачечную. Гигиеническая организация процесса стирки. Порядок выдачи чистого белья.

Профилактика инфекционных заболеваний в детских учреждениях. Понятие об инфекционных заболеваниях. Способы распространения инфекционных заболеваний. Необходимость групповой изоляции как один из способов профилактики переноса инфекции из группы в группу.

Другие меры против распространения инфекционных заболеваний. Утренний осмотр детей. Своевременная изоляция заболевших детей и уход за ними до отправления домой. Понятие о дезинфекции. Дезинфицирующие растворы, правила их приготовления, хранения и пользования  ими.
 
ПОВЫШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Технический персонал детского учреждения — это помощники воспитателей. Они принимают самое непосредственное участие в уходе за детьми. Поэтому санитарно-просветительная работа среди технического персонала является важной и необходимой.
Врач, медицинская сестра должны проводить с техническим персоналом, особенно с новыми работниками, поступающими в детское учреждение, систематические занятия — беседы, на такие, например, темы: правильная уборка помещений; правильное проветривание и поддерживание в помещении чистого воздуха; заразные болезни, как избежать или предупредить их; что такое дезинфекция, как и для чего она проводится; содержание продуктов питания, сохранение их в хорошем состоянии, ограждение от случайного загрязнения; мытье посуди; чистка и мытье оборудования, мебели, игрушек и других предметов; помощь технического персонала педагогам и воспитателям в деле привития гигиенических навыков детям.
Это тот минимум знаний, которым должен владеть каждый технический работник детского учреждения.
Для повышения квалификации технического персонала, углубления и расширения санитарно-гигиенических знаний у них целесообразно провести цикл занятий по прилагаемой ниже программе. Занятия проводят врач и медицинские сестры. В качестве материала для таких бесед могут быть использованы отдельные разделы данной книги, а для бесед с работниками пищеблока — главы из книги В. Ф. Ведрашко «Питание в детском саду» (М., «Просвещение», 1971).

Программа для подготовки младшего обслуживающего персонала детских учреждений

Занятие первое. Задача детских учреждений в гигиеническом воспитании дошкольников.
Значение и преимущества организованного воспитания детей в детских учреждениях. Правильная работа детского учреждения как условие нормального развития и воспитания ребенка.
Значение среды и правильного режима для нормального развития ребенка и в связи с этим требования, предъявляемые к персоналу детских учреждений.
Основы организации воспитания в детских учреждениях. Система обслуживания детей в детских учреждениях. Принцип распределения детей по группам. Правила внутреннего распорядка. Обязанности няни.
Занятие второе. Основы организации детского учреждения (продолжение). Типовое устройство детского учреждения, набор групповых помещений. Принцип групповой изоляции, значение отдельных входов для каждой группы. Изолятор. Административные помещения. Пищеблок, его правильная организация. Оборудование детского учреждения — специальная детская мебель, посуда, игрушки, пособия для игр и т. д.
Занятие третье. Санитарные требования к помещению и оборудованию детского учреждения. Значение санитарно-гигиенических условий детского учреждения для здоровья ребенка.
Правильная ежедневная уборка помещения, мебели, детских кроваток, мытье полов, санитарное содержание санузлов, мытье горшков, хранение чистого и грязного белья, хозяйственных предметов: тряпок, метелок,— удаление отбросов. Обмен воздуха в помещениях (проветривание).
Генеральная уборка в детском учреждении.
Значение санитарного состояния двора, оборудование детских площадок; борьба с мухами.
Канализация и обращение с ней.
Роль няни в поддержании санитарно-гигиенического благополучия в детском учреждении.
Занятие четвертое. Уход за ребенком. Анатомо-физиологические особенности ребенка. Особенности кожи и слизистой оболочки ребенка. Значение ухода за кожей и слизистыми оболочками. Личная гигиена ребенка: туалет ребенка, подмывание, купание детей и т. д. Уход за глазами, носом, ушами. Индивидуализация одежды, белья, полотенец, салфеток, носовых платков.
Роль няни при осуществлении гигиенического ухода за ребенком в детском учреждении.
Питание детей. Значение правильного питания ребенка. Питание и здоровье. Вскармливание — грудное, смешанное и искусственное. Преимущества грудного вскармливания. Понятие о прикорме. Значение правильного питания детей после года. Понятие о составных частях пищи, витаминах. Значение гигиены приготовления, содержания и хранения пищи. Мытье рук. Чистота посуды (уход за посудой, дезинфекция, хранение).
Роль няни в правильной организации вскармливания и питания ребенка в детском учреждении.
Занятие пятое. Воспитательная и оздоровительная работа в детском учреждении. Значение правильного режима дня. Режим дня в разных возрастных детских группах.
Значение достаточного и полноценного сна. Правильная организация сна (тишина, свежий воздух, одежда и т. д.). Режим питания. Помощь няни в питании детей. Прогулки, игры и занятия с детьми. Обслуживание вновь поступивших детей.
Закаливание организма ребенка. Значение закаливания, комплексное закаливание. Оздоровительные мероприятия в течение целого года — воздушный режим в помещении, сон на воздухе, обтирание и обливание тела ребенка, мытье ног, ванна, душ, рациональная одежда. Помощь няни в проведении закаливающих процедур. Роль няни в осуществлении воспитательной и оздоровительной работы в детском учреждении.

Занятие шестое. Борьба с инфекциями в детском учреждении. Понятие о микробах. Пути распространения заразных болезней.
Мероприятия по борьбе с заразными болезнями. Значение правильной организации утреннего приема детей. Своевременная изоляция больного ребенка. Карантин. Патронаж. Значение профилактических прививок. Противоэпидемический режим в детском учреждении. Роль няни в борьбе с инфекционными заболеваниями в детском учреждении.
Личная гигиена. Чистота тела. Частое мытье рук. Гигиена одежды. Различные халаты для нянь, используемые в процессе работы (при уходе за ребенком, при уборке помещения, раздаче детского питания).
Значение ежемесячных медицинских осмотров персонала.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Гигиеническое воспитание детей должно быть составной частью общего воспитания. Оно имеет цель — привить определенные навыки, сообщить в доступной малышам форме и соответствующем их возрасту объеме основы гигиенических знаний.
Ребенок с ранних лет должен приучаться к соблюдению гигиенических правил: следить за чистотой костюма, самостоятельно очищать обувь от пыли, грязи, снега при входе в помещение, не сорить на полу, на территории участка, на улице и и т. д.
Научить малышей любить свежий воздух и по возможности заботиться о поддержании его чистоты в помещении: следить за проветриванием, не бояться холода; привлекать детей к посильному самообслуживанию: содержать в порядке личные вещи, аккуратно их  хранить в отведенном для этого месте и т. п.
Привлечь внимание детей к заботе о сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. С этой целью настойчиво приучать их к соблюдению правил личной и общественной санитарии и гигиены. Очень важно научить ребенка ухаживать за руками, так как грязные руки — главный источник многих детских заболеваний, особенно желудочно-кишечных (глисты, дизентерия и др.).
Тщательно мыть руки перед едой и после каждого их загрязнения (после посещения туалета, после занятий с игрушками, прогулки, уборки, ухода за животными или игры с ними и т. п.): намыливать ладони со всех сторон и между пальцами, грязь из-под ногтей вычищать щеточкой. Цедить, чтобы ногти всегда были подстриженными. Каждый ребенок должен иметь отдельное полотенце.
Важно также научить детей беречь свои зубы. Для этого дети должны усвоить правила ухода за зубами: полоскать рот после еды; чистить зубы щеткой и порошком ежедневно утром и перед сном. Верхние зубы чистить сверху вниз, нижние — снизу вверх. Иметь отдельную зубную щетку и порошок. Для обеззараживания щетку после употребления и промывания ее намылить густо мылом, в таком виде оставить в своем стакане или кружке до следующего пользования ею.
Необходимо приучить детей к ежедневным физическим упражнениям, в первую очередь к утренней гимнастике, не только в детском саду, но и дома (в выходные и праздничные дни). Научить правильно дышать во время физических упражнений.
Особенно необходимо выработать правильную осанку у каждого ребенка. Показать, как надо сидеть прямо, объяснить в доступной детям форме, для чего нужна прямая посадка. Голову наклонять вперед лишь немного. Не нагибаться низко над книгой, картинками, при лепке и т. д. Не упираться грудью в стол.
Сидеть ровно, не отклонять голову ни вправо, ни влево; не опускать одно плечо ниже другого.
При письме и рисовании держать обе руки на столе; не прижимать руки сильно к столу; не опираться на них.
Ноги ставить на пол всей ступней.
Воспитывая у детей гигиенические навыки, не следует запугивать детей, угрожать им: «А то заболеешь!»
При желании педагог и родители всегда найдут нужный, доверительный и в то же время достаточно строгий, тон.
Хороших результатов можно достигнуть лишь в том случае, если воспитатели будут не просто сообщать ребенку необходимые гигиенические требования и правила, но и добиваться, чтобы эти правила стали привычкой у детей.

Инструкция по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др. (Извлечение)

Работники детских учреждений (детскяе ясли, детские сады, ясли-сады, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, летние детские оздоровительные учреждения, лесные школы и др.), детских лечебно-профилактических и санитарно-курортных учреждений (детские больницы, детские санатории), а также отделений больниц и родильных домов, связанные непосредственно с обслуживанием и питанием детей и подростков подлежат при поступлении на работу и в дальнейшем периодически медицинским обследованиям в следующем порядке.
Обследование на туберкулез проводится при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в 6 месяцев.
Исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и на гельминтозы — при поступлении на работу и в дальнейшем в сроки, устанавливаемые местной санитарно-эпидемиологической станцией в соответствии со специальной инструкцией.
Работники детских учреждений (детские ясли, детские сады, ясли-сады, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, летние детские оздоровительные учреждения, лесные школы, детские санатории и др.), связанные непосредственно с обслуживанием и питанием детей, при поступлении на работу подлежат осмотру дерматовенерологом с проведением лабораторных исследований на гонококк и крови на сифилис.
В дальнейшем осмотр дерматовенерологом и исследование крови на сифилис и мазка на гонококк производится один раз в квартал.
Педагоги и воспитатели школ-интернатов, детских домов, лесных школ и других учебно-воспитательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей подлежат осмотру дерматовенерологом с проведением лабораторных исследований на гонококк и крови на сифилис при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал.
Исследование на бактерионосительство дифтерии — при поступлении на работу и в дальнейшем по эпидемиологическим показаниям.